Признаюсь, мельком, в вполглаза, вполуха, слушал Гражданскую Оборону и раньше. Но сейчас решил копнуть глубже. Ниже написанная в порыве чувств рецензия, которая вполне справедлива ко всему творчеству Летова.
…Чем больше я слушаю «Русское поле экспериментов», тем больше понимаю, что это абсолютная вершина творчества Летова, «прыжок выше головы», как он сам это назвал.
Всё очень многопланово. Трагедия в каждой строчке, сами фразы настолько точно описывают суть явлений, что каждая готова быть выбита в граните. Раскручиваясь в ритме, песня достигает кульминцаии, к которой невозможно относиться безразлично. Ты начинаешь либо истерически смеяться и орать (как в «Сто лет одиночества» это делал сам Егор), либо натурально рыдать, либо всё сразу и вместе.
Предвестник великих потрясений, пророк слома времён и народов. Суть падения Людей, что пишутся с большой буквы, похороненных в упаковке газет. И всё идущий тяжёлый снег, сопровождающийся колким словно иней сердобольным смехом вокруг.
Это произведение можно воспринимать по-разному. Можно пытаться искать смысл, можно слушать насквозь и среди несвязанных предложений понимать абсолютно всё. А можно просто наслаждаться гениальной в своём роде мелодикой и абсолютным лоу-фай минимализмом грохочущих вёдер.
C Летовым я открыл для себя манеру петь навзрыд. Вопреки граду текущих слёз.
Post scriptum.
Русский Pink Floyd на самом деле, а вовсе не Sex Pistols, хотя и панки.
Разумеется сравнение с Пинками не надо понимать буквально ― абсолютно разная музыка, но абсолютно на ту же тему. Сид Баррет и Летов, IMO, имеют с этой точки зрения весьма много общего ― и в музыкальной биографии и в отношениях с окружающей действительностью.
Пинковская же «Time» и ГРОБобвская «Невыносимая легкость бытия» (особенно последняя) вообще вызывают у меня весьма трудно описываемые чувства из области соприкосновения с неведомым. Такая себе темная сторона Луны, хе-хе.
Хотя, возможно, всё это лишь мои бредовые извращенные ассоциации.
Нет, ну правда же ― последние семь минут «Невыносимой легкости» это, черт побери, так по-русски! Летову бы музыку писать к хорошим, вдумчивым советским фильмам. А его версия «Тумана», а «На дальней станции сойду», а? Каково?
А как насчёт сравнения ГрОба с The Doors?
Невыносимая лёгкость очень хороша, да.
Ну, в принципе да, можно продолжать цепочку сравнений и дальше ― Сид Баррет, Джим Моррисон, Иэн Кёртис и т.д. Why not?
Но я не уверен.
Каждому из нас!