В истории советского автомобилестроения есть «белые» пятна. Мало известно широкому кругу о советских спортивных автомобилях.
Перед вами спортивный автомобиль ЗИС-112 (1951г.).
В 1938 году советский автоспорт, несмотря на все старания и рвения, находился в зачаточной стадии. Какой-то опыт уже был, но его не хватало. А еще не хватало алюминия для производства легких кузовных деталей, а специальных шин, рассчитанных на скорости более 150 км/ч, а также свечей и карбюраторов не было вообще. Все производство скоростных автомобилей ограничивалось мастерами-самодельщиками и спортивными клубами.
Но ЗИС 101 Спорт стал исключением из правил. Во-первых, завод, где он создавался, носил имя вождя, а во-вторых, машину сделали к ХХ-летию ВЛКСМ — Всесоюзного Ленинского (а тогда еще даже Ленинско-Сталинского) коммунистического союза молодежи.
Двухместный родстер ЗИС-101 «Спорт», 1938 г.
После войны не сразу появились спортивные новинки.
Но вот в 1951-м дебютировал ЗИС-112 с авангардным кузовом дизайнера Валентина Росткова.
Его вдохновил знаменитый прототип «Бьюик-Ле Сейбр» (в США его называли «автомобиль-мечта»).
Хотя центральная часть капота с «носом» воздухозаборником сильно напоминала Студебекер.
Футуристический двухместный ЗИС с металлическим съемным колпаком над салоном и единственной фарой, венчающей круглую облицовку радиатора, окрасили в белый и синий цвета. Они и стали традиционными для заводской команды.
Сначала ЗИС-112 (на заводе машину называли «одноглазка» или «циклоп») оснастили серийным 140-сильным восьмицилиндровым мотором ЗИС-110. Затем конструкторы под руководством Василия Федоровича Родионова создали экспериментальный двигатель с верхними впускными клапанами и нижними выпускными. Мотор развивал 180 л. с., а автомобиль около 200 км/ч.
Автомобиль создан на базе ЗИС-110, оснащался опытным восьмицилиндровым двигателем. Спортивный двухместный кузов с металлическим съемным колпаком над салоном был спроектирован В.Н.Ростковым. В последующие годы автомобиль подвергся некоторым переделкам: снят жесткий верх кузова, укорочена база, модернизирован двигатель. Всего можно выделить шесть разных вариантов этого автомобиля: два варианта длиннобазного купе, два варианта длиннобазного родстера и два варианта короткобазного (укороченного на 600 мм) родстера.
Примечательно, что на сегодня в широкой печати не опубликовано ни одной фотографии с видом сзади ЗИС-112! Можно предположить, что представленные ниже модели выполнены с недостаточно копийной задней частью.
В 1956 году построили автомобиль, который условно именовали ЗИЛ-112/2 (в середине 1956-го эпоха ЗИСов завершилась). К трубчатому каркасу крепили панели кузова из стеклоткани и бумажных сот, пропитанных клеем БФ. Подвески взяли у серийного ЗИС-110, мотор мощностью 170 л. с. — от него же, но форсированный, с четырьмя карбюраторами. На этой машине в 1956-м Борис Курбатов стал бронзовым призером чемпионата СССР.
В чемпионате СССР 1956 года участвовал необычный автомобиль — ЗИЛ-112/3. Начинка его была такой же, как у версии 112/2, а дизайн… Не исключено, что кузов взяли от «Кадиллака» и переделали. Впрочем, передней частью он похож и на модель «Москва» — прототип будущего ЗИЛ-111, появившийся как раз в 1956-м.
Спортивный автомобиль ЗИЛ-112/4 (1957г.). Снаряжённая масса — 1800 кг. Агрегатная база ЗиС-110, двигатель от ЗиЛ-111 мощностью 200 л.с. Скорость 230 км/ч.
Спортивный автомобиль ЗИЛ-112/5 (1957г.) с кузовом ЗИЛ-112/4. Снаряжённая масса — 1680 кг. Агрегатная база ЗиС-110, форсированный двигатель от ЗиЛ-111 мощностью 220 л.с. Скорость 240 км/ч.
Внешне автомобиль практически не отличался от ЗИЛ-112/4. Их можно было различить лишь по колесной базе — у модели 112/5 она составляла 3040 мм против 2900 у 112/4.
В 1962 году по инициативе руководителя спортлаборатории Глазунова группа зиловцев выехала в Астраханскую область на озеро Баскунчак, намереваясь побить всесоюзный рекорд скорости. Один из 112-х получил специальный облегченный кузов и поддон, закрывающий агрегаты для улучшения аэродинамики. Как назло, в славящейся сухим климатом области в тот год прошли сильные дожди, заметно повредившие почву. Автомобиль удавалось разогнать лишь до 200—230 км/ч, больше не выдерживали шины.